Про Великий пост
Из журнала "Фома"
Авторы:
«Как я пережил свой бесконечно долгий первый
пост»
Самым запоминающимся для меня был мой
первый Великий пост.
Это был 1990 год. Дело в том, что как раз накануне Великого поста я принял
крещение — это было на масленице. В то время еще не было никаких огласительных
бесед, на которых могли бы объяснить, что в древности для крещения существовали
особые дни. Уже потом я узнал, что некогда и сам Великий пост рассматривался
как подготовка к Таинству Крещения. Как мог, я, конечно,
подготовился — выучил Символ веры и даже заказал себе крестильную рубашку в
каком-то ателье, чем вызвал большое удивление у портнихи. После того, как
Таинство было завершено, священник сказал мне, что теперь я православный
христианин и должен выполнять все, что заповедует делать Церковь. А поскольку
через несколько дней начинался Великий пост, то, следовательно, я должен был
начать поститься.
Поскольку отступать было некуда, я решил
поинтересоваться у своего крестного отца, что можно есть в пост, а что нет. С
каждым ответом крестного я становился все грустнее, поскольку узнавал, что из
того, к чему я привык, практически ничего нельзя. Про мясо у меня, в общем,
никаких иллюзий не было, молочные продукты — да, жалко, но что поделаешь? Рыбу
можно всего два раза — это погоды не делает. Но даже яйца нельзя… Это уже совсем
тяжело, ведь яичница на завтрак была самым любимым блюдом. Что ж, придется
смириться и с этим.
Здесь следует напомнить, что в 1990 году
еще не было таких магазинов, где можно купить все что душе угодно, были бы
деньги. На излете советской эпохи перебои с продуктами были даже в Москве. Так
что о богатых белком и витаминами авокадо и тому подобного не могло быть и
речи. Пришлось существенно пересмотреть свой рацион. Помню, что мне удалось
где-то купить бутылку соевого соуса. Этот экзотический по тем временам продукт
только стал появляться в продаже. Один мой знакомый объяснил мне, что соевый
соус следует есть с рисом. Так именно рис с соевым соусом и стал моим основным
блюдом на время первого Великого поста.
Поскольку я еще практически ничего не
понимал в богослужении, то первый пост стал для меня почти исключительно
упражнением в воздержании. Это было время, когда я испытывал на прочность
обеты, данные при Крещении. По крайней мере, именно так я это воспринимал.
Конечно, я молился, как мог, но еще ничего толком не знал ни о Великом покаянном каноне, ни о
преждеосвященных литургиях, участие в которых облегчает труд постящегося, ни о
том, что по воскресеньям совершаются особые литургии — святителя Василия
Великого.
От первого
поста у меня сохранилось, главным образом, воспоминание о том, что длился он
бесконечно долго. И когда пришла Пасха и настало время разговения, я никак не
мог поверить, что теперь действительно можно есть все те вещи, которые я раньше
— до крещения — ел совершенно не задумываясь.
Со временем, по мере того как я больше
узнавал о Великом посте, о его традициях и дисциплине, появилась возможность
сосредоточиться на его духовной стороне. В этом плане очень помогли постовые
богослужения. Я помню, что в Московской духовной семинарии, куда я поступил
учиться в 1994 году, на первой неделе Великого поста отменялись все занятия и
студенты утром и вечером молились в храме. То же самое повторялось и на
Страстной неделе. И хотя привыкнуть к этим многочасовым службам было нелегко,
духовная польза от них была огромной. Этой же практики мы придерживаемся и
сейчас в Казанской духовной семинарии.
Пост важен, прежде всего, как тренировка
воли. Ведь именно слабоволие мешает нам бороться с грехом, делает нас
мягкотелыми и неустойчивыми перед искушениями. За всю свою христианскую жизнь я
еще ни разу не пожалел о том, что постился, но много раз жалел, что нарушал
пост — причем не столько вкушая непостную пищу, сколько совершая поступки,
неподобающие христианину.
Тем, кто ищет в посте что-то чудесное,
могу сказать одно: сам факт прохождения поста современным человеком уже может
расцениваться как чудо. Ведь сознательное самоограничение — это уже победа над
собой. Маленькая или большая — цену этой победы знает всякий постящийся.
И в свете этой личной победы мы гораздо
лучше начинаем понимать смысл той великой духовной победы, которую даровал нам
Христос, победивший Своим Воскресением саму смерть.
Читайте
также:
Комментариев нет:
Отправить комментарий